НА ГЛАВНУЮ
СМОТРИ ДАЛЬШЕ
 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №14"

"Методика изучения контурной резьбы".

Разработал: учитель технического труда А.В.Мохов.

г. Череповец.



  Методическая разработка по теме "Контурная резьба", предназначена для использования учителями технологии, как на уроках, так и при проведении курсов по выбору. Использование данной методики позволит учителю ознакомить учащихся с народными традициями в резьбе, воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, прививать любовь к традиционному народному искусству и как следствие развивать художественно-творческие способности учащихся.

Историческая справка. (Материалы и технология)

  Контурная резьба является самым древним видом резьбы из ныне известных. С исторической точки зрения нельзя точно сказать, когда возникла контурная резьба, но можно предположить что с развитием железных орудий труда человек стал более активно обрабатывать природные материалы (древесину, камень и глину).
  Резные работы по дереву - национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества - резьбу по дереву. И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы, становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.
  Контурная резьба не требуют сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород или древесном материале.
  Несмотря на простоту исполнения, контурный вид резных работ обладает высокими эстетическими качествами и позволяет приобрести определённые умения и навыки. Знания и навыки, полученные в течение изучения контурной резьбы, дают возможность в дальнейшем успешно справляться с более сложным видом работ: геометрической резьбой, заоваленной резьбой с подушечным и подобранным фоном, рельефной резьбой.
  В контурной резьбе узор передаётся углублёнными линиями различной ширины, глубины и формы очертаний. Линии выполняются разными инструментами: полукруглыми стамесками, штихелями, профильными резцами, косым ножом. Внешне эта резьба кажется удивительно простой, однако выполнить её качественно можно, лишь освоив ряд профессиональных приёмов. Контурная резьба может сочетаться с другими видами плоскорельефной резьбы: геометрической, ногтевидной, заоваленной, яворовской. В этой технике могут быть выполнены геометрические и растительные орнаменты, анималистические изображения.
  На ярославских прялках первой половины 19 века контурной резьбой в сочетании с ногтевидными прорезками народные мастера передавали даже бытовые и жанровые сценки: чаепитие, выезды, свидания, танцы. Контурная резьба может быть выполнена как по светлой, так и по тонированной древесине. В последние годы широкое распространение, получила так называемая резьба по чёрному лаку. Это довольно эффектный вид работы, когда на чёрном блестящем фоне углублёнными штрихами создаётся изображение. Привлекает то, что сразу виден результат труда. Действительно, чёрная блестящая поверхность от лёгкого движения резцом вдруг оживает и преображается. Но здесь подстерегает такая опасность: увлёкшись технологией вырезания, забывают о художественной возможности этой техники. Нередко можно видеть, как ребята перерисовывают с фотографий, а затем вырезают негативными контурами портреты известных писателей, деятелей науки, искусства. Встречаются вырезанные на чёрных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светотеневые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву из-за некоторого технологического сходства отдельных приёмов путают с линогравюрой.
  Контурная резьба действительно несколько напоминает рисунок, но рисунок не штриховой, а линейно-декоративный, контурный, очертание которого заключают декоративные узоры. Чтобы уйти от подражания линогравюре, рекомендую следующее. Первое - работать не штихелями, а косым ножом и полукруглыми стамесками (для передачи циркульных очертаний); второе - искать сюжеты для перевода в технику контурной резьбы не в открытках и фотографиях, а в иллюстрированных альбомах по народному декоративно-прикладному искусству, в журналах "Декоративное искусство", сочинять собственные композиции, соответствующие образному языку данного вида резных работ.
  Для контурной резьбы подходят лиственные породы древесины: липа, осина, берёза, ольха. Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя. Так же можно использовать древесные материалы фанеру и ДВП.
  Соответствующего размера без пороков древесину нужно подготовить под резьбу. Для резьбы по светлой древесине её достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на тёмном фоне, поверхность нужно затонировать. Если предполагается блестящая поверхность, нужно её покрыть чёрным лаком, а когда он высохнет, располировать политурой. Тёмную, равномерно затонированную поверхность под резьбу можно подготовить и иначе: выстроганную заготовку протереть жидким раствором столярного клея или клея ПВА. После высыхания клея поверхность шлифуется мелкой наждачной бумагой и вновь покрывается клеем. После повторной шлифовки поверхность дерева оказывается достаточно загрунтованной, чтобы чёрная тушь равномерно легла на неё. Просохшую тушь закрепляют лаком, который затем располировывают. Для тонирования используют самые разные красители: тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцево-кислый калий. поверхность можно оставить матовой, но можно и покрыть светлым лаком (закрепить краску) и отполировать.
  Подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Это делают в зажимах верстака или с помощью державок - строганых планок с прямоугольными или угловыми вырезами. В качестве державок можно использовать четыре бруска, зажимающие заготовку со всех сторон.
  Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая его.
  Процесс резьбы включает несколько этапов: выполнение рисунка резной композиции, перевод его на заготовку, непосредственную резьбу, отделочные операции.
  Композиция составляется с учётом декоративных особенностей этого вида резьбы и характера предмета, который декорируется. Контуры очертаний узоров должны быть предельно ясными, чёткими.
  Перевод рисунка на заготовку зависит от цвета её поверхности. Если заготовка светлого цвета, то берётся чёрная или фиолетовая копировальная бумага. Для чёрной дощечки копирка должна быть светлой: жёлтой, красной или зелёной. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты. Если чуть посильнее придавить ручку, на деревянной поверхности останутся углублённые канавки, хорошо видные при боковом свете. По ним и ведётся работа.
  Если в орнаменте задуманы детали с небольшими окружностями, их вырезают полукруглой стамеской. Если же нет полукруглых стамесок, окружности вырезают косым ножом. При этом следует помнить: чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30 градусов). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклонив его вправо, влево, внутрь окружности, наружу.
  Как уже говорилось, контурную резьбу нередко выполняют на затонированной и отполированной поверхности. Если узор вырезается на светлой древесине, её защищают от воздействия пыли, влаги и воздуха прозрачным лаковым покрытием. Перед покрытием лаком резную поверхность шлифуют наждачной бумагой с мелким зерном. Если поверхность строганая, шлифуют шкуркой, навёрнутой на деревянный брусок. Шлифование выполняется вдоль волокон. Если поверхность точёная, работу ведут в процессе вращения изделия в зажимах станка.
  Древесную пыль тщательно удаляют из всех углублений резьбы. Здесь можно воспользоваться одёжной щёткой.
  В зависимости от назначения предмета наносят соответствующее покрытие. Поверхность можно отлакировать до блеска или добиться матового покрытия, протирая резьбу с помощью жёсткой кисти жидкоразведённым лаком. Если потребуется, перед прозрачным покрытием поверхность резьбы после шлифования можно затонировать, причём плотность тона может быть самой различной - от лёгкой подкраски поверхности до глухого тёмного тона как сверху изделия, так и в резных углублениях.

Из опыта работы.

  Изучение контурной резьбы целесообразней начинать с 5 класса, при изучении темы "Обработка древесины".
Поскольку навыки обработки древесины и древесных материалов у учащихся ещё не сформированы, желательно работать на заранее подготовленных заготовках (фанера или ДВП) размером 120X120 мм. Учащиеся самостоятельно тонируют заготовки морилкой или гуашью в понравившийся им цвет. После высыхания заготовки переносят заданный рисунок, используя модульную сетку с ячейкой 10 мм..
  По завершении подготовки заготовки к резьбе, необходимо изучить инструмент и приёмы работы с ним.
Основным инструментом является нож-косяк. Начинающему резчику необходимо показать, как правильно транспортировать нож-косяк на рабочее место, как правильно держать инструмент при резьбе, дабы избежать получения травм. Под контролем учителя учащиеся получают инструмент и транспортируют его на рабочее место. Затем учитель объясняет и показывает, как правильно выполнять контурную резьбу.
  При работе ножом-косяком используют два основных движения-приёма. Первое: прорезание - нож-косяк держат вертикально и вершинкой резца прорезают намеченную линию необходимое количество раз. Второе: подрезание - нож-косяк наклоняют на себя под удобным углом, и вершинкой резца срезают тонкую соломку с одной стороны, а затем развернув заготовку с другой стороны. При этом следят, чтобы рука, поддерживающая заготовку находилась вне зоны резания.
После изучения основных приёмов, учащиеся начинают вырезать контурную резьбу на учебной заготовке, под контролем учителя.
  Дальнейшее освоение приёмов резьбы можно продолжить при изучении темы "Проект".
В качестве темы проекта учащимся можно предложить изготовить изделие с контурной резьбой в качестве подарка к Новому году. Это может быть кухонная доска, квартирный номерок, подставка под горячее или просто картинка.

Литература.

1. Степанов Н.С."Резьбы очарованье" Лениздат, 1991 г.
2. Барадулин В.А."Основы художественного ремесла" М.: Просвещение, 1979 г.
3. В.Г.Буриков. В.Н.Власов. Домовая резьба.- М. Нива России. 1992.
4. Прекрасное своими руками. : Народные художественные ремесла. / Сост.С.Газарян. - М.: Детская литература, 1989.
5. Уткин П. И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.,1992.

НА ГЛАВНУЮ
СМОТРИ ДАЛЬШЕ

Hosted by uCoz