НА ГЛАВНУЮ
СМОТРИ ДАЛЬШЕ
 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №14"

"Методика изучения геометрической резьбы".

Разработал: учитель технического труда А.В.Мохов.

г. Череповец.



   Методическая разработка по теме "Геометрическая резьба", предназначена для использования учителями технологии, как на уроках, так и при проведении курсов по выбору. Использование данной методики позволит учителю ознакомить учащихся с народными традициями в резьбе, воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, прививать любовь к традиционному народному искусству и как следствие развивать художественно-творческие способности учащихся.

Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы.

  Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным.
  Для успешного изучения геометрической резьбы учителю необходимо изготовить плакат с основными элементами геометрической резьбы (см. приложение). Используя плакат, учитель показывает и называет элементы геометрической резьбы: двугранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины; трёхгранные выемки различной ширины и глубины; четырёхгранные; криволинейные выемки в виде скобок. Различные узоры получают путём повторения прямых или криволинейных выемок, заключённых в какую-либо геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник). Наиболее распространённым элементом геометрической резьбы является трёхгранная выемка (треугольник) различной формы и размеров. Поэтому часто такую резьбу называют трёхгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей.
  В геометрической резьбе помимо трёхгранных выемок иногда применяют четырёхгранные (квадрат, ромб, прямоугольник) разной формы. К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглыми стамесками. Простейший элемент скобчатой резьбы (скобка) делается в два приёма, что получается намного быстрее, чем в трёхгранно-выемчатой резьбе. Скобчатая резьба отличается округлыми плавными линиями, мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках.


Азбучные" элементы геометрической резьбы.

  В начале урока учитель сообщает, что точная, аккуратная разметка с помощью чертёжных инструментов - одно из основных требований при разметке геометрической резьбы. По плакату учитель знакомит школьников с основными элементами геометрической резьбы, их названием и правилами разметки. Куличики (сколышки) - разметку начинают с нанесения твёрдым карандашом двух параллельных линий, ограничивающих ширину. Линии делят на равные части при помощи линейки или циркуля-делителя. Затем размечают треугольники. Подобным образом размечают простую змейку, соты и квадраты.
  Треугольники - вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину. Затем размечают треугольники, а в них средние линии, пересекающиеся внутри треугольников. Далее учитель объясняет, как комбинациями из треугольников можно получить различные варианты элементов для художественной отделки поверхности: ВИТЕЙКА, ЗМЕЙКА, ЁЛОЧКА, РОМБЫ, ЦЕПОЧКА. Последовательность разметки этих элементов в геометрической резьбе такая же, как и при разметке треугольников.
  Звездочки - наносят две параллельные линии, ограничивающие ширину звезды. Затем размечают квадраты. После этого проводят диагонали квадрата и в полученных четырёх треугольниках размечают средние линии.
   Сияние в квадрате - размечают квадраты, после этого делят квадрат по диагонали, вертикали и горизонтали. В полученных восьми треугольниках размечают средние линии.


Технология исполнения резьбы.

   Резьба куличиков (сколышков). Держа резец вертикально, надрезают (накалывают) стороны треугольника от вершины к основанию. Глубина надреза у вершины должна быть максимальной, а у основания - сходить на нет. Надрезы следует делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Сделав надрезы, резец наклоняют и вдоль линии основания треугольника носком, постепенно углубляя его, срезают стружку - подрезают треугольник. Образуется плоский треугольник, заглубленный у вершины на 2 -3 мм, основание которого лежит на поверхности заготовки. Здесь же учителю необходимо отметить, что если куличики расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца при подрезании нужно выбирать таким, чтобы резание было по слою древесины.
   Резьба треугольников. Начиная резьбу, ставят носок резца в место пересечения средних линий треугольника так, чтобы пятка была направлена в одну из его вершин. Держа резец вертикально, делают надрез (накол) к вершине треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надреза. Затем срезают грани теми же приёмами, какими выполнялась подрезка куличиков. Грани треугольников, расположенные под углом к волокнам, надо срезать так, чтобы резание было по слою древесины. Грани должны быть плоскими и сходиться по линии вертикального надреза в центре треугольника. Линии, ограничивающие стороны треугольника на поверхности заготовки, должны быть чёткими и прямыми. Освоив резьбу основных элементов геометрической резьбы, приступают к выполнению узора по собственному замыслу.
  Демонстрируя натуральные образцы, учитель подчёркивает, что комбинациями из наиболее распространённых элементов геометрической резьбы можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественной отделки поверхности. При разметке сложного узора сначала вычерчивают рамку, затем внутренние линии для основного узора. После этого разбивают внутреннее пространство на геометрические элементы - сначала, как правило, на квадраты (прямоугольники), а затем на треугольники.
  При составлении собственной композиции не следует стремиться заполнить резьбой всю поверхность изделия. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узора с плоскостью фона. Именно этот контраст и создает подлинную красоту резного украшения. Геометрическая резьба легко, быстро и чисто выполняется на древесине мягких пород. Для упражнений в освоении техники выполнения резьбы используют дощечки - заготовки с выстроганной поверхностью. Учитель акцентирует внимание на том, что по технике выполнения трехгранные выемки могут быть: равнобедренными с углублением у вершины (куличики); равносторонними с углублением в центре (треугольники); равнобедренными с углублением у основания (сияние). Упражнения следует начинать с наиболее простых элементов - куличиков.
  Замкнутая композиция и её виды: круг, квадрат, прямоугольник. Геометрическая резьба проста. Её декоративность сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно чёткие геометрические узоры с богатой игрой светотени при определённом освещении хорошо украшают изделия различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия. Используя таблицу, учитель показывает как, комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить множество орнаментальных композиций в замкнутом заданном пространстве (квадрат, прямоугольник). Широко распространённым мотивом геометрической резьбы является круг - РОЗЕТКА. Невозможно даже вообразить многочисленность её вариантов. Некоторые, наиболее часто употребляемые, с делением окружности на 4, 6, 8 частей приведены в таблице. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях. В технике геометрической резьбы можно получить также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т.п. В этой технике выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.


Из опыта работы.

  Изучение геометрической резьбы в нашей школе мы начинаем с 6 класса. Это обусловлено рабочей программой, раздел "Художественная обработка древесины" и физическими возможностями учащихся.
С начала учащиеся, под руководством учителя, знакомятся с историей развития геометрической резьбы, "азбучными" элементами геометрической резьбы и способами разметки элементов (см. приложение), а также изготавливают строганную деревянную пластину размером 220X120 мм. Затем на листе бумаги без клеточек вычерчивают прямоугольник размером 220X120 мм, внутри которого вычерчивают рамку размером 200X100 мм, которая будет являться рабочим полем. Внутри рабочего поля размечают и наносят модульную сетку с ячейкой 5 мм и в качестве тренировочного упражнения переносят элементы геометрической резьбы (см. приложение). Данная графическая работа остаётся у учащихся в качестве "шпаргалки" и помогает им переносить элементы на заготовку.
После того как элементы перенесены на заготовку, учитель показывает как правильно и безопасно вырезать простые элементы на основе куличиков (сколышков) ну а затем, под контролем учителя, учащиеся вырезают первую строчку учебной работы. Освоив основные приёмы резьбы куличиков (сколышков) учащиеся до элемента треугольник вырезают самостоятельно.
  Набив руку на простых элементах можно переходить к вырезанию треугольников и более сложных элементов, но только после того как учитель покажет как правильно и безопасно вырезать эти элементы.
  Завершаем мы изучение геометрической резьбы, составлением простой композиции предварительно изучив особенности её составления (см. приложение). При составлении композиции используем такие понятия: пропорция, симметрия и асимметрия, центральная фигура, орнамент, ритм и т.д. К сожалению учебного времени, не достаточно, для того чтобы вырезать разработанные композиции, но полученные навыки позволяют это сделать самостоятельно, во внеурочное время.


Литература.

1. Степанов Н.С. "Резьбы очарованье" Лениздат, 1991 г.
2. Барадулин В.А."Основы художественного ремесла" М.: Просвещение, 1979 г.
3. В.Г.Буриков. В.Н.Власов. Домовая резьба.- М. Нива России. 1992.
4. Тюрина Н. Основы художественного ремесла. - М., 1998.
5. Богуславская И. Добрых рук мастерство: Произв. народного искусства в собр. Гос. русск. музея.-Л.: Искусство, 1976.
6. Богуславская И.Я. Русское народное искусство.- Л.: Сов. художник, 1968.
7. Канцедикас А.С. Уроки народного искусства. - М.: Знание, 1986.
8. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока. - М., 1980.
9. Народные художественные промыслы РСФСР: Учебное пособие для художественных училищ прикладного искусства. - М.: Высшая школа, 1982.
10. Основы художественного ремесла: роспись по лакам, резьба по дереву, кости.../Под ред. В.А. Барадулина и О. В. Танкус. - М.: Просвещение, 1978.
11. Прекрасное своими руками. : Народные художественные ремесла. / Сост.С.Газарян. - М.: Детская литература, 1989.

НА ГЛАВНУЮ
СМОТРИ ДАЛЬШЕ

Hosted by uCoz