СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


ПРЯЛКИ.

  К области пластического искусства резчиков по дереву относится также создание форм и орнаментального декора прялок, трепал, вальков, рубелей и других предметов, связанных с семейной и трудовой обрядностью и служивших предметами подарка. Из этой группы мы наиболее подробно остановимся на праздничных подарочных прялках, декорированных резьбой, резьбой с подкраской и росписью.
  Изготовление праздничных прялок было одним из самых популярных творческих жанров народного искусства Карелии. Связь прялок со свадебной обрядностью и обычаем дарить их девушке, достигшей возраста невесты, продлила развитие этого жанра до первых десятилетий XX века. Праздничные прялки создавались для участия девушек и женщин в трудовых обрядовых празднествах - зимних посиделках. Прядение относилось к числу важнейших женских работ, необходимых для обеспечения семьи. В отдельных районах оно было связано и с изготовлением холстов на продажу- работа трудоемкая и однообразная. Народная мудрость научила выполнять ее коллективно и связала с традиционной обрядностью, имевшей прямое отношение и к трудовым календарным праздникам и к событиям свадебного цикла. С начала зимы девушки и женщины собирались вечерами в просторной избе для совместной работы, которая называлась "посиделками", или "беседами". Приглашались и парни. Во время посиделок прядение сочеталось с пением, шутками, занимательными рассказами и играми, ухаживанием парней за девушками. Это приучало готовиться к посиделкам как к празднику. Вечер первых зимних посиделок назывался "смотром невест". К этому моменту отец дарил дочери, впервые идущей на посиделки, нарядную прялку, красота которой свидетельствовала о благополучии и достатке семьи, из которой происходит невеста.
  Дарение прялки сопровождалось выражением девушке-невесте добрых пожеланий, содержание которых вкладывалось в украшение прялки и раскрывалось средствами наглядного образного языка народного декоративного искусства. На вопрос о том, что означают изображения на прялках, мы везде получали от северных старожилов почти одни и те же ответы: "Добрые пожелания", "Родительское благословление", "Пожелание, чтобы жизнь была подобна цветущему саду", "Напутствие", "Мир божий". Эти ответы, близкие по смыслу, дополняют друг друга, помогая понять, что смысловое толкование получали и форма прялки и рисунок орнаментального декора. Формы северных прялок развивались на основе простой и удобной конструкции, состоящей из вертикальной доски - "лопаски", к которой привязывалась кудель, и горизонтальной доски - "донца", на котором сидела пряха.
  Лесные богатства Карелии позволяли изготовлять прялку целиком из одного куска дерева. Лопаска вырезалась из ствола, а донце- из корневища, расположенного перпендикулярно к стволу. Такие прялки назывались "коренухами". К середине XIX века в Карелии получают распространение и прялки- "точенки", ножки которых вытачивались на токарном станке. Карельские прялки выделяются особой пластичностью форм, благодаря которой их лопаски часто кажутся не плоскими, а живущими в пространстве, подобно формам объемным. Да они и не всегда вырезались из плоской доски. Знакомясь с коллекциями карельских музеев, мы встречаем среди них и прялки, имеющие лопаски со скругленной лицевой поверхностью или состоящей из двух граней, скошенных под углом. В плане такие лопаски представляют собой сегмент круга или вытянутый треугольник, что обогащает их лаконичную форму.
  Городецкие прялочные донца, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом. Нижегородские прялки состояли из двух частей: донца с копылком или "головкой" и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Изготовлением таких донец в конце 18 века стали заниматься жители сел Ахлебаихи, Репина, Савина, Курцева и Кускова, расположенных по берегам реки Узолы. Дуб для инкрустации добывался тут же в реке, на дне которой дубовые кряжи пролежали не одно десятилетие и, потемнев от воды, приобрели иссиня-черный цвет. Выловленная в реке древесина становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки. В композиции будущего донца эти вставки - кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам - являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом. Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенных резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения "головки" донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы - с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним - шеренга солдат. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, датировано 1859 годом. Постепенно сложился оригинальный тип городецкой росписи по дереву. Роспись, технологически более простая, к 1880-м годам окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.
  Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными "городками", напоминающими маковки церквей. Расписанные в Пермогорье на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. В северодвинском селе Борок получила распространение сходная манера росписи, названная "борецкой" по имени бояр, некогда владевших этим селом. Обычно в росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы.
  В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву. Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета - черный и красный. Среди неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей.
  Вокруг города Шенкурска в Вологодской губернии (ныне Архангельская область) сложилась своя оригинальная манера росписи прялок. Три крупных розана, расположенных по вертикали, занимают почти всю поверхность лопаски. Для придания большей нарядности шенкурские мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой.


Hosted by uCoz