СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


Тагильский поднос.


19 век. В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла - роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от коррозии, их покрывали особым лаком. От простой лакировки изделий постепенно перешли к их росписи. Заводовладельцы поощряли инициативу крепостных мастеров, которые создавали подлинно художественные произведения.
Наибольшей известностью и популярностью не только в России, но и в Европе и Азии пользовались расписные подносы - "подносные доски", как их тогда называли. Пластичность и мягкость тагильского железа позволяла делать подносы самой разнообразной формы: прямоугольные, овальные, круглые, многогранные, гитарообразные и фигурные. Откованные готовые формы попадали в мастерскую живописца, который в ХVIII веке был универсалом: и грунтовщиком, и художником, и орнаменталистом, и лакировщиком.
Разделение труда окончательно произошло только во 2-й половине ХIХ века. Готовые изделия лакировались знаменитым хрустальным лаком, изобретение которого приписывается семейству тагильских крепостных художников Худояровых.
В Нижнем Тагиле формируются целые династии мастеров по росписи металлических изделий: Худояровы, Дубасниковы. В конце ХVIII века у тагильских мастеров определились свои излюбленные мотивы - это прежде всего красочные цветочные букеты, орнаменты, пейзажи, цветы, сюжеты народных гуляний. Сюжетная роспись редко была оригинальной - чаще всего мотивами служили эстампы - печатные гравюры русских и европейских художников. Типичным композиционным приемом было расположение росписи в центре изделия, и особую нарядность ему придавали мерцающие золотым блеском бордюры и каймы в виде замысловатых орнаментов.
30-40-е гг. ХIХ века являются периодом наивысшего расцвета этого вида искусства. Сюжетные росписи выполняли не только профессиональные крепостные художники, которые благодаря хозяевам - Демидовым, получили художественное образование в Петербурге и за границей, но и их ученики, обучавшиеся в Нижнетагильской школе живописи, учрежденной Демидовыми в 1806 году.
В середине ХIХ века произошла стабилизация промысла. Продолжают работать представители старых династий - третье поколение Худояровых, становятся известны семьи Перезоловых и Головановых. К концу ХIХ века подносный промысел испытывает глубокий кризис.
20 век. Бурные события первого двадцатилетия ХХ века - первая мировая война, революция, гражданская война - довершили процесс упадка лаковой живописи. В 1920-е годы, в период "новой экономической политики" возобновили свои производства Перезоловы и Головановы, в середине 1920-х годов создаются артели "Пролетарий" и "Красная заря", в 1930 году возникла артель "Металлист", объединившая более мелкие производства. Промысел постепенно ссужался и упрощался.
В 1957 году на базе артели "Металлист" возник завод эмалированной посуды, производство которой подавило выпуск подносов. С 1961 года на Урал начались регулярные экспедиции Московского научного-исследовательского института художественной промышленности, большой вклад в возрождении тагильской росписи внес Василий Алексеевич Барадулин. Особое значение в возрождении сыграли старые мастерицы, сохранившие традиционные - навыки, это А.С.Черепанова(1895-1969 гг.), А.В.Афанасьева (1913 г.р.) и др. Постепенно формировались новые кадры - открылись производственно- техническое училище этого профиля и соответствующее отделение училища прикладного искусства.
К началу 1980-х годов заканчивается период возрождения подносного промысла. Тагильские подносы вновь становятся широко известны и популярны в СССР и за рубежом.
1976 год 1984 год. Однако на рубеже 1980-90-х годов в связи с кризисными явлениями в стране начался распад промысла - появляются мелкие кооперативы и предприятия разного уровня, цех подносов на заводе "Эмальпосуда" закрывается. Но и в настоящее время в Нижнем Тагиле живут и трудятся многие замечательные мастера- подносники, которые творят в самых разных направлениях и жанрах.
Коллекция лаковой росписи музея -заповедника широко представляет развитие этого промысла на разных этапах. На ее базе в Нижнем Тагиле создан музей истории подносного промысла, который размещен в доме художников Худояровых.

Источник: http://geg.chem.usu.ru/tagil_museum



Hosted by uCoz