СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


Резьба "Татьянка"


Резьба "Татьянка" - это не просто резьба, как обыденно ее многие представляют. В реальности это исторически самостоятельный вид изобразительного творчества конца ХХ - начала ХХI веков. Анализ материала и коллекции изделий в музее "Татьянка", собранных за 15 лет, указывает на то, что здесь мы не имеем прямых аналогий с другими видами декоративно-прикладного искусства. Это очевидно: налицо вполне сформировавшийся самодостаточный, самостоятельный и весьма интересный стиль резьбы по дереву.
По словам Е.Ю. Пухначевой,кандидата искусствоведения: "Было бы ошибочно подходить к анализу резьбы "Татьянка" с той же меркой,что и к традиционным промыслам. Это явление не претендует на статус народного промысла,так как не ставит своей целью развить ту или иную местную культурную традицию, да и в своем внутреннем развитии на первое место ставит не соблюдение канона и традиции, а индивидуальное самовыражение автора". Поэтому нет необходимости останавливаться и анализировать схожесть или различия "Татьянки" с другими видами резьбы. Но налицо симбиоз традиционного и авторского характера обработки дерева, поэтому "Татьянка" сразу получила народное признание.
Издревле в тех деревнях и селах, где были развиты художественные промыслы, социальная атмосфера была более здоровой, сохранялись и передавались из поколения в поколение народные традиции, было меньше пьянства, люди отличались внутренней и внешней красотой. Все это происходило потому, что было осознанное занятие интересным востребованным творческим трудом. В обществе складывался особый менталитет, когда даже ребенок был уважаем только за то, что он - член мастеровой семьи.
Ученые вывели жестокую формулу,которая звучит как предупреждение: чем дальше от центра города,тем выше отсталость среди детей. Надо красоту искусства вернуть в жилье,в школы. Сегодня ни для кого не секрет, что пьянство, наркомания, преступность - результат отсутствия определенного стержня в человеке при наличии большого количества свободного времени. Таким стержнем может являться заинтересованность любимым творческим делом, которое к тому же может стать и реально оплачиваемой работой.
Резьба "Татьянка", доступная широчайшим массам населения, позволяющая создавать не только простые изделия, но и очень сложные и высокохудожественные произведения искусства, может быть именно этим "стержнем".
Главным достоинством резьбы "Татьянка" является то, что она наиболее приближена к природе, к красоте, принуждает и побуждает человека изучать растения,приглядываться к ним. Так возвращается Васнецовская сказочность, романтизм Пришвина, Мамина-Сибиряка и Арсеньева, афорты Фаворского. Человек как бы оборачивается назад и смотрит, откуда он пришел. Все условно растительные элементы на мебели, архитектуре: аканты, ирисы, лепнина - уже не выполняют ту роль, какая изначально отоводилась им на самых первых изделиях. Они, став декоративно-условными, являются частью промысла, производства, но выступать в роли посредника между людьми и природой уже не могут.
Резьба же "Татьянка" постоянно возвращает и обращает человека к природе, воспитывает его, исподволь формируя его сознание, личностное восприятие, понимание сути вещей. Возникает обратная связь: человек не может просто все сделать и остаться не понимающим и не любящим природу, он не может не воспринять совершенство природы, ибо сам - лучшая ее часть. Образцы резьбы"Татьянка" вызывают определенные ассоциации, сопереживание, и человек делает не какие-то бездушные изделия, а передает произведению свои личностные индивидуальные качества, добиваясь узнаваемости, ассоциативности,притягательности.
Технология от простого к сложному не только позволяет осваивать резьбу, но и воспитывает человека как резчика-художника. Композиции становятся все сложнее и сложнее, требования к резьбе все выше и выше, и, таким образом, создавая все более сложные композиции и глубже понимая ход действий - как и в какой последовательности вырезать, - человек развивается как творец.
Если представить, что резьбы "Татьянка" не будет, то Россия обеднеет, как и без любого другого промысла: Хохломы, Палеха. Их много, но потеря даже одного - невосполнимая утрата. Так и без резьбы "Татьянка" уже трудно представить Россию. Искусство нашей страны - не просто искусство, а симбиоз народных мыслей и помыслов, если рассматривать в том контексте, что все, созданное в России, - российское.
Так и резьба "Татьянка" - она во всем и все в ней, она - уже неотъемлемая часть России.

Шамиль Сасыков.

Hosted by uCoz