СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Игрушке, которая родом из старинного села Филимонова Одоевского района, семьсот лет. Впрочем, срок этот достаточно условный: счет ведь идет от первого упоминания в летописи. Но первое упоминание не есть самое начало производства. В возрасте этого уникального промысла должны разбираться археологи и ученые-историки. Пока же ясно одно: он уходит корнями в глубокую старину, к первым древнеславянским поселениям, которых немало в Одоевском районе. Тайн и вопросов здесь пока что гораздо больше, чем ответов. Глиняные письмена? Пожалуй, одна из главных тайн филимоновской игрушки - это до сих пор не расшифрованная ее символика. Что "записано" в ней? Какой смысл вложен в эти глиняные фигурки-свистульки, которые лишь кажутся примитивными, а на деле несут какую-то важную информацию для нас, потомков? Значимые, со смыслом, фигурки людей и животных употреблялись и на Руси, и в других странах давным-давно. Еще в Древнем Египте, а также у ацтеков и майя, других племен. Смысл, заключенный в них, так и остался в абсолютном большинстве случаев загадкой для современных ученых.
Из этого ряда, например, загадочные статуи на острове Пасхи. Что они значат? С какой целью поставлены? Тут - тайна... Из этого же загадочного ряда и филимоновская игрушка, ту же традицию она продолжает. Есть предположение, что в самой ее композиции, принципах создания "записаны" представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.
Впрочем, все это пока лишь гипотезы.Узнаем ли мы когда-нибудь, что же хотели сообщить нам далекие предки? Время покажет. Уникален, по-своему загадочен и материал, из которого филимоновская игрушка изготовлена. Это так называемая белая (или серая) глина, добываемая только в окрестностях Филимонова. Такой глины не добывают больше нигде в России, да и в других странах тоже. Что за природный феномен?
Филимоновская игрушка, пожалуй, самая древняя в России. Есть дымковская, воронежская, каргопольская и другие, но те - это уже точно установлено - гораздо моложе. "Дымку" , например, чуть более двухсот лет. - Наша игрушка отличается еще и тем, - рассказывает мастер из Одоева Елена Кехаиди, - что глина, из которой она сделана, удивительно пластична. К тому же ее белый или серый цвет не "глушит" краски. Они горят всем многоцветьем радуги. Недаром игрушку нашу называют ее любители "маленькой радугой" или "солнышком".
Странная судьба В судьбе филимоновской игрушки нельзя не отметить и еще одну странность. Она известна, о ней говорят и пишут, ее награждают грамотами и грантами на российских выставках, она есть в ряде стран Европы. А вот покупают ее очень мало. В отличие от гораздо более молодой и неизмеримо более востребованной дымковской.
- Филимоновская игрушка прокормить мастера не может, - утверждает Елена Кехаиди. - Отправляется она в основном в Москву, и то чаще всего на выставки. В Туле ее практически не покупают, в Одоеве - тоже. Такая вот ситуация. Заграница, обычно падкая на все древнерусское, тоже нашу игрушку не берет. В чем же причина? Тут, скорее всего, целый ряд причин. Одна из них - отсутствие "раскрутки" , то бишь рекламы. Сейчас, чтобы что-то продать, надо активно продвигать эту продукцию на рынок, организовывать бизнес-центры и менеджмент. А без этого та же филимоновская игрушка так и останется в глазах соотечественников и уж тем болев иностранцев "странной" , непонятной. И почти непокупаемой. А ведь от этого во многом зависит судьба старинного промысла. Впрочем, события, происходящие вокруг игрушки из Филимонова в последние годы, вселяют некоторый оптимизм. Промыслу - жить! С 1987 года занимаются возрождением филимоновского промысла супруги Кехаиди - Константин и Елена. Их большой и приветливый дом напоминает мастерскую. Да так оно и есть. Здесь они работают, обсуждают новые замыслы и идеи. Константин Николаевич художник-керамист, игрушку сам не лепит, но увлечен ею и собирает вокруг себя одаренных ребят в Одоевской школе искусств, которой недавно исполнилось 45 лет. Ребята сполна используют богатейший опыт таких одоевских мастериц и мастеров, как Валентина Масленникова, Елена Орлова, Владимир Першин, Роман Орлов и др. Создана школьная компания "Мозаика" , где ребята занимаются изготовлением филимоновской игрушки.
В 1998 году школа искусств выиграла премию на конкурсе, который проводился Фондом Сороса. На эти деньги купили небольшую печь для обжига керамики, краски для глины, С 1999 года ведется работа по созданию Центра прикладного искусства и гончарного дела. Администрация Одоевского района, глава которой Вячеслав Алексеевич Косарев принимает самое живое участие в судьбе старинного промысла, решила проблему помещения для центра. А губернатор В. А. Стародубцев своим распоряжением N 1134-р от 20 ноября 2003 года выделил 400 тысяч рублей на капитальный ремонт и обустройство здания. Совсем недавно Одоевская школа искусств выиграла резидентский грант "Популяризация и развитие уникального старинного филимоновского промысла". С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества "Поляна" , собирающий учащихся, студентов, художников л народных мастеров из разных уголков страны. Проводятся мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. "Поляна" по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам "Песни родины Даргомыжского" или "Тургеневскому лету" , что проходит в Чернском районе. Древнему промыслу -жить. История филимоновской игрушки, несмотря на все Трудности и проблемы, продолжается и, хочется верить, будет продолжаться еще не одно столетие.
Источник - "Тульские известия" N 052-053 от 11.03.2005. Иван Арсеньев
Hosted by uCoz