СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


Просечной металл.

  Любое изделие начинается с заготовки, а заготовка отделяется от листа с помощью ручных или гильотинных ножниц. Этот процесс называется отрезкой. Дальше идёт операция отделения от листовой заготовки, какой - либо фигуры или фигурной заготовки. Это делается способом обрезки или вырубки по шаблону или рисунку, нанесённому непосредственно на фигурную заготовку. В тех случаях, когда невозможно вырезать весь контур рисунка ножницами, применяют зубильца, а затем дорабатывают контур напильником (надфилем). Если же задуманный рисунок требует проработки внутренних отверстий в заготовке, то это делается с помощью просечки зубильцами с прямым или радиусным лезвием.
  Вырубка или просечка - основные операции при изготовлении просечных украшений из кровельного железа, которое используется в архитектурно - декоративных изделиях. В таких архитектурных элементах, как свесы крыш и коньковые гребни, дымники и водостоки, чаще применялась просечка, придающая изделиям ажур, работающий на просвет, что для этих элементов очень важно. Но наряду с просечкой иногда применялись, гибка, завивка и скручивание, а в отдельных случаях и формовка - дифовка, чеканка и выколотка.
  Техника просечки железа имела широкое и разнообразное применение и применялась вместе с кузнечным мастерством. Происхождение этого способа обработки металла связано с самым ранним периодом развития кузнечного и слесарного ремесла и в значительной степени было обусловлено ограниченными возможностями примитивного ремесленного производства.
   В декоративном древнерусском искусстве просечный металл нашёл широкое распространение. Этот вид художественной обработки металла и в дальнейшем сохранил своё значение, при этом, конечно, совершенствовался, вырубка, и просечка нередко дополнялись рельефным узором, чеканкой, которая в ряде случаев становилась самостоятельным декоративным приёмом. При появлении прокатного листового железа просечка не обходилась без обрезки с применением ножниц. Этот приём дошёл и до наших дней.
  Техника просечки проста. Для вырезания узора употребляются специальные сечки наподобие долота и мелкие зубильца с рабочей поверхностью необходимых форм. Используется плоский металл, чаще всего железо, латунь, красная медь. Готовый узор воронили, лудили, покрывали позолотой. В музеях представлено много прекрасных образцов изделий прикладного и хозяйственно - бытового назначения, изготовленных в просечной технике: украшения, бляхи, застёжки, ключевины, замки, ларцы, сундучки - подголовники, осветительные приборы.
  Эта техника привилась и получила широкое распространение в сундучном производстве, которое в XVII веке представляло собой особую отрасль. В XVI - XVII веках просечным железом отделывались входные двери церквей. Отдельные просечные детали украшали церковную утварь: паникадила, цепи, светильники, хоругви, ажурные двери в алтари, алтарные преграды или их отдельные детали. Но особенно широко в то время просечный металл использовался в отделке верхней части зданий: коньков, свесов, карнизов. Это явление связано с традицией украшения деревянных построек сквозными резными узорами, где поначалу прототипом послужила резная доска, прикрывавшая нижние концы кровельных балок под свесом кровли или торцы обрешётки на фронтоне крыши. В XVII - XVIII веках карнизные и коньковые подзоры становятся распространённым и существенным элементом оформления каменной архитектуры. Подлинные подзоры того времени теперь уже почти не сохранились, но в большинстве случаев они возобновлены. Часто возобновление велось с повторением старых образцов.



Hosted by uCoz