Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Игрушечные промыслы возникали в разное время и формировались в различных исторических условиях. На их развитие влияли населенность края, экономика, местонахождение. В каждой местности складывалась своя школа. У мастеров-игрушечников разных промыслов были свои секреты "потешного" ремесла, определенные приемы технического и художественного исполнения игрушек.
Профессиональные мастера создавали свои школы. Поэтому так легко определить деревянные игрушки с. Федосеево и лысковские, игрушки из окрестностей Нижнего Новгорода и подмосковного села Богородск. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу.
Федосеевская игрушка.
В большой деревне Федосеево, расположенной недалеко от г. Семенова, занимаются изготовлением деревянных игрушек. Игрушечный промысел, в его современном виде, возник здесь в конце XIX века. Эти игрушки ласково называли "балясы", что означало веселые, забавные, сделанные остряком и балагуром. Мастера настолько умелы, что при изготовлении этой игрушки используют всего два инструмента - нож и топор. Игрушки крепко сколочены из гладких дощечек, раскрашенных в ярко-желтый цвет, с простым узором из тонких веточек с алыми цветами и зелеными листьями. Из глубокой древности пришли в игрушку образы всадников на конях, повозки запряженной лошадьми, деревенские сани и сделанные из дерева крестьянские топоры и молотки. Позднее появились игрушки - мельница, карусель, пильщики досок, домики, мебель. А технический прогресс начала XX века явил игрушечные образы парохода, аэроплана, автомобиля трамвая и др. Этой игрушкой очень интересно играть - если потянуть за веревочку, мельница крутит крыльями, пильщики и кузнецы двигаются, изображая процесс напряженной работы, весело мелькают, кружащиеся на вращающейся карусели лошадки, автомобиль открывает дверцы, приглашая малыша прокатиться.
Лысковская игрушка.
Лысково один из интереснейших центров деревянной народной игрушки в Нижегородской области. С середины XIX века известна семья лысковских игрушечников Ягненковых. В лысковской игрушке, изготовленной из осины и сосны с помощью топора и ножа, сочетались в гармоничном единстве столярные, резные и токарные детали. Набор игрушек разнообразен: коньки, куклы, кузнецы на подвижных планках, каталки-вертушки с птичками, разные зверюшки, карусели со зверями, лошадки в упряжке, водовозы и кукольная мебель - столы, стулья, кресла, диванчики.
Городедская игрушка.
Городец - старинный ремесленный центр деревянного судостроения, деревообрабатывающих и текстильных промыслов, гончарства. В районе Городца строилась большая часть плававших по Волге парусных и гребных судов- расшив, белян, барок, мокшан с украшенными замысловатой барочной резьбой носами и кормой. В летнее, свободное от постройки судов время, артели корабельных мастеров рубили дома, украшая их подобной же резьбой. Развитию ремесел в окрестностях Городца способствовала близость знаменитой Макарьевской ярмарки, откуда товары развозились по всей России.
В XIX веке в деревнях вокруг Городца мастера, занимавшиеся изготовлением прялок, делали и деревянную расписную игрушку. С помощью простых инструментов - ножа и топора, вырезались "запряжки" - кони с повозкой и с гордым изгибом шеи, каталки-вертушки, куклы из расколотого пополам полена, плоские с лицевой стороны и объемные сзади. Игрушки ярко раскрашивали в стиле городецкой росписи.
Сергиев-Посад.
Исследователи полагают, что здешнее, столь древнее и широкое, славное по всей России искусство деревянной игрушки вышло в XV в. из лаврской резной мастерской, пошла игрушка с легкой, мудрой и хитрой руки инока Амвросия. Образцы высокого художества Амвросия - резные кресты, панагии - хранятся в Лавре". В XIX в. сергиево-посадский промысел стал крупнейшим в России. Промысел игрушек вырос на основе традиций древнерусского искусства, в сочетании с местной школой прикладного искусства. Изготовлением всех видов токарных и лепных игрушек были заняты сотни дворов, почти две тысячи кустарей. Сергиевские мастера изготовляли резную игрушку с XVI в. Местное предание гласит, что глухонемой местный мастер, по прозвищу Татыча, вырезал из липы куклу и продал ее для украшения лавки купцу, который торговал у стен монастыря кушаками. Кукла привлекла внимание к товару купца, и очень скоро нашелся покупатель и на саму куклу. Тогда купец сделал заказ мастеру Татыче, которому вскоре пришлось набрать учеников, чтобы удовлетворить спрос всех желающих иметь игрушку.
Богородская игрушка.
Богородская резьба, народный промысел игрушек и скульптуры из дерева (вероятно, с 16-17 вв.) в с. Богородское, ныне Сергиев-Посадского р-на Московской обл. Большинство его жителей владеют ремеслом резьбы игрушки из неокрашенной липы. В прошлом в кустарном производстве участвовали семьями. С детства учились владеть ножом. Каждый мастер вырезал свою игрушку: кто- зверя, кто- тройки. И весь этот товар поставляли возами в Сергиев Посад, продавали у стен монастыря на торгу. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Если Собираются вырезать медведя, сидящего на подставке, то заготовка треугольной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой. Обычно обрабатывалась вся поверхность игрушки, в результате чего фигурка получалась гладкой. А так как эту часть работы выполняли женщины и дети, то очень часто замысел мастера пропадал.
Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Достигается это различными способами. Одни игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется пружинка, она и приводит фигурку в действие. Другие игрушки выполняют на планках-разводах ("Стадо", "Конница", "Солдаты"). Можно встретить и такие игрушки, подвижные части которых прикреплены к ниткам с грузом; груз раскачивается, тянет за собой, нитку, она приводит в действие части фигурок. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком. Все игрушки сделаны стойким юмором. Мастера богородской игрушки удивительно чувствуют пластику формы и очень лаконично передают ее. В игрушках-шутках нет ничего лишнего, кроме того, в них точно передана динамика.