СТАТЬИ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДОМУ ИСКУСТВУ.


Дымковская игрушка

  Множество понятий, предметов и слов, их обозначающих, безвозвратно ушло в прошлое. Вместе с мировоззрением, свойственным той или иной эпохе, исчезает понимание смысла вещей, которые были созданы фантазией "иного племени", а предназначение их становится для нас такой же загадкой, какой являлось бы, например, предназначение компьютера для первобытного человека.
  К таким загадочным артефактам, несомненно, можно отнести и глиняные фигурки - ритуальные предметы, созданные традицией наших предков, культурную связь с которыми мы давным-давно потеряли. В 15-16 веках, когда, как считают этнографы, выделился оригинальный стиль дымковской игрушки, языческие верования уже практически утратили свой "престиж". Если в древности насыщенность содержания ритуалов вполне компенсировала простоту их форм, то по мере потери смысла, внешние формы изменялись, становясь все более яркими и вычурными. Это закономерно случилось и с обрядовыми фигурками. Вот так в средние века в России и зародилось несколько необычных стилей художественной керамики. Абашевская, каргопольская, филимоновская игрушки не забыты и поныне, однако знаменитая дымковская игрушка из Дымковской слободы, расположенной близ города Вятка, затмила их своей популярностью в качестве русского сувенира.
  Так что же такое дымковская игрушка? Сувенир? Детская забава? Магический символ? Мы лепили ее в детском саду, когда были маленькими, мы встречали ее на сувенирных лотках для иностранцев, видели на фотографиях искусствоведческих альбомов. Дымковская игрушка входила в нашу жизнь там и сям под маркой "традиционное русское народное", но мало кто внимательно рассматривал ее и пытался понять "изюминку" своеобразной манеры росписи и лепки, и, уж тем более, мало кто пробовал постичь мировоззрение древних славян, так или иначе отраженное в дымковской игрушке.
  Дымковская игрушка - необычное сочетание древнего примитивизма, декоративности 19-го века, ныне архаичной, и .... насмешки над языческими верованиями предков. Суть этой насмешки ускользает от современного человека. Действительно, чем могут его позабавить медведь-музыкант, играющий на балалайке, или козел, одетый в смешные штанишки? Тотемные животные, объекты поклонения древних, еще оставались бессознательно уважаемыми, но акценты уже сместились в сторону отрицания: то, что было когда-то важным, стало несерьезным, декоративно-игрушечным. Впрочем, "тотемные" и мифологические персонажи (птицедева Сирин, двуглавый конь и пр.) составляют лишь часть сюжетной тематики дымковской игрушки.

Дымковское фэнтэзи.
Зайдем в сувенирный салон... На полках стоят фантастические животные в пестрых нарядах - козлики, индюшки, кони, олени, свиньи, бараны, медведи всех видов ("Медведь-музыкант", "Медведь с поводырем", "Медведь-нянька"и пр.) Рядом - человеческие фигурки: важные барыни, водоноски с коромыслами, добры молодцы и бородатые мужики.
  Но это - теперь. А вот в далекие времена самыми распространенными типами фигурок были животные и "бабы" - женские символы плодородия. Только в 19-м веке "бабы" нарядились в яркие одежды, взяли в руки блюда с пирогами, младенцев и птиц, устроились в лодках и на скамеечках. Появились многофигурные композиции с названиями типа "Поездка на санях", "Чаепитие", "Гуляющие с детьми", "В ночном" и т.д. Время диктовало новые направления развития дымковской керамики. В ней появились городские сюжеты, фигурки стали изображать франтов и модниц, но эти изменения остались в рамках вкусов простого народа, далеких от вкусов светского общества. Народные герои - мужики, горожанки, купчихи, барыни, офицеры, скоморохи - представлены в керамической игрушке обобщенно - как тип , как класс (крестьяне, солдаты, горожане), как функция (няня, музыкант, танцор, дровосек и т.д.). Различия проявляются только в цветах и разновидностях одежды; лица обозначены несколькими цветовыми пятнами: черные дуги и точки - брови и глаза, а красные кружки - румяные щеки и рот.
  Лаконичный стиль массивных фигурок, их схематичность - наследие древних времен, подаривших миру гротескных шумерских Венер и раздутых каменных истуканов. Древние мыслили обобщенными категориями, в которых ныне превозносимому индивидуализму отводилось весьма скромное место. Такое символическое мышление не требовало от народной скульптуры особенной реалистичности или наоборот изощренной художественности. Символ получал свое материальное выражение, и этого было вполне достаточно для того, чтобы применить его в магическом обряде.
Древние свистопляски.
  Несмотря на идеологическое угасание язычества, крестьяне продолжали отмечать обрядовые весенние праздники. Над изготовлением магических фигурок народ трудился всю зиму, причем традиционно занимались этим женщины. Являясь символом плодородия, женщины могли на "тонком уровне" поспособствовать урожайности злаков и увеличению поголовья скота. Изготавливая глиняных свиней, коней, индюшек, коз, женщины как бы синхронизировались с процессами, происходящими в окружающем мире, подталкивая природу в нужную сторону, то есть в сторону увеличения плодородия. Расписная игрушка одновременно и продолжала древнюю традицию, и знаменовала своим появлением отход от мировоззрения предков. Магические фигурки приобрели функцию декоративных игрушек-свистулек; их лепили к обрядовому весеннему празднику, превратившемуся в 19-м веке в оживленную ярмарку "свистунью" (в литературе впервые упомянута в 1811) с ее яркими красками и пронзительными звуками свистков.
Как и из чего делают дымковскую игрушку.
  Сам процесс создания игрушек здесь сложный, упорядоченный, отработанный до совершенства. Красную жирную глину для лепки слободские мастерицы собирали весной после половодья на реке Вятке. Тут же на речной отмели заготовляли мелкий чистый сухой песок, с которым тщательно перемешивали глину. Лепка каждой игрушки - это последовательный ряд общепринятых заученных приемов работы. Сначала комок глины скатывали в шарик, потом превращали в блин и ловкими движениями свертывали в нужную форму, которую собирали дальше по частям, облепливали, усложняли. Лишнее обрезали острой лучиной, своего рода стекой, а следы лепки, "примазки", сглаживали мокрой тряпкой, и тогда "игрушка будто отлита, ровная, гладкая, четкая". Еще далеко до полной ее готовности, 4 - 5 дней пойдет сушка, 3 - 4 часа обжиг в русской печи, медленное остуживание, затем "обеливание" игрушки комовым молотым, хорошо просеянным мелом, разведенным на молоке. И снова сушка игрушек, только теперь обязательно на сквозняке, чтобы молоко, скисая, образовало на поверхности игрушки пленку из казеинового клея - лучшего закрепителя мела.
   И вот теперь "обеленные" игрушки готовы к росписи. Раскраска их тоже не простая, не в два-три цвета и не обычными красками. До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасом или уксусом, т. е. писали темперой. И сама роспись также многослойна, неоднотипна, имеет несколько разных орнаментально-композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки ритмуются в самых разнообразных сочетаниях. На матовой белизне фона чисто, открыто звучат пятна фуксина, сурика, ультрамарина, полоски зеленого и желтого крона. В цветовое многоголосье вплетаются еще голубой, розовый, коричневый, составленные из двух красок: ультрамарина и фуксина с мелом или сурика с сажей. А поверх росписи драгоценно сияют листки-ромбики сусального золота, и игрушка становится еще более цветистой, нарядной, праздничной. Уже сам процесс создания дымковской игрушки говорит об ее особенностях. Ни в одном традиционном крестьянском промысле мы не встретимся с таким сложным и совершенным производством игрушки. Дымковские же мастера владеют многофигурной скульптурной композицией, многообразно варьируют форму и роспись, используют многоцветие, требующее развитого вкуса, точного глаза. Такой высокий профессионализм характерен для промыслов, где игрушка была основным занятием, была предметом массового ремесленного труда. Не случайно игрушки из слободы Дымково под Вяткой и из слободы Большие Гончары под Тулой так живо напоминают фарфоровые статуэтки, которые они действительно вполне могли заменять.
  Каждая мастерица делает игрушку целиком - от формовки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие стилистические рамки, продиктованные, во многом, сувенирным статусом дымковской игрушки, каждый автор привносит в свои произведения собственный почерк и излюбленный колорит. Каждая фигурка - это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот. промысел не имеет серийного поточного производства.
В двадцатом веке и сейчас...
   Конец XIX - начало XX века ознаменовались невиданным расцветом искусства: появились новые стили, материалы, идеи. Гипсовая скульптура, фабричный фарфор выглядели более современно, да и стоили дешевле. "Простонародное" постепеннно ушло в небытие. Впрочем, дымковская игрушка недолго находилась в забвении: в 30-е годы она была возрождена советским правительством, активно восстанавливавшим народные ремесла. Подобно многим крестьянским промыслам, дымковская игрушка в то время окончательно утратила связь со своим прошлым, превратившись в сувенир-безделушку, казавшийся случайно занесенным в наше время из иных времен и иных земель. Тем не менее, дымковская грушка, привлекая детей и взрослых своей веселой пестротой, становилась все более популярной. Доказательством того, что она стала неотъемлемым элементом современной культуры, является тот факт, что о ее существовании знают в России абсолютно все от мала до велика. Ее изготовление в детских кружках и садах стало классическим элементом образовательной программы. Творчество вятских мастериц, среди которых есть обладательницы правительственных наград, выданных за художественные заслуги, остается по-прежнему востребованным, организуются выставки и конкурсы, появляются новые мастерские. Конечно, их продукция рассчитана, в основном, на иностранцев: дымковская керамика в первую очередь остается сувениром. Жесткая заданность сюжетов и форм - ограничение, наложенное сувенирным стилем - в то же время позволило сохранить старинные традиции в почти неизмененном виде.
  Сейчас в русской культуре начинают происходить те же процессы, что уже давно наблюдаются в западном мире, в котором этнические мотивы стали неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, модельеров и дизайнеров. Можно надеяться, что дымковская керамика не только не будет забыта, но и будет развиваться, осмысливаться на новом уровне. Воплощая собой языческое мировоззрение, она может служить неисчерпаемым источником вдохновения для творческого человека.




Hosted by uCoz