ДОКУМЕНТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА.
(Учителю нужно знать обязательно)


1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, (ст.23)
2. Конституция РФ, (ст.37)
3. Закон об образовании, (32.3)
4. Трудовой кодекс, (ст.4; ст.10; ст.210; ст.219; ст.220),(ст.76).
5. Акт приёмки мастерской.
6. Протокол аттестации рабочего места.
7. Постановление МТ и СР. 07.17.2000. №8
8. ГОСТ12.0.004-90
9. Постановление МТ и СР. и МО от13.01.03. №1/29
10. Журнал класса.
11. Программа инструктажа или инструкция с номером.


ОБЩИЕ ДОКУМЕНТЫ.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (выборка)

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. N 69
Об особенностях режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений
Опубликовано 12 августа 2006 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 июля 2006 г.
Регистрационный N 8110

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени
отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений

I. Общие положения

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха, педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

II. Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей образовательных учреждений в период учебного года.

2.2. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе "динамический час" для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

2.3. Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника , и включает:
выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приема ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников , дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

2.4. Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т.п.

III. Разделение рабочего дня на части


3.1. При составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
3.2. При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые "окна"), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.

IV. Режим рабочего времени работников образовательных учреждений в каникулярный период


4.2. В каникулярный период педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, и времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

4.4. Режим рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулярный период определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности. Указанные работники в установленном законодательством порядке могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Министр А. Фурсенко


 Скачать  СКАЧАТЬ Приказ

Требования к кабинету и мастерским образовательной области "Технология".

Для образовательной области "Технология" необходимо выделить следующие помещения:
-кабинет художественного труда (1-IV классы);
-мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);
-мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);
-мастерская по обработке ткани;
-мастерская по обработке пищевых продуктов;
-кабинет технической графики.
При наличии площади допускается создание кабинета "Электрорадиотехнология". Допускается организация комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке конструкционных материалов", в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.



Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология".

 Скачать  СКАЧАТЬ СанПиН 2.4.2. 1178-02
1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).
3. В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
4. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
5. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
6. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
8. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.
9. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам. 10. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.
11. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
12. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.
13. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.
19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.
21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
22. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
23. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
24. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.
25. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.
26. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".
27. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
28. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.
29. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.
30. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.
31. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.
32. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).



Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"

1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ".
2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.
3. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в кабинетах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.
4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мастерские в полуподвальном и подвальном помещениях.
5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.
6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой - в мастерскую.
7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости классов-комплектов.
8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
10. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.
11. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.
12. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
13. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
14. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.


Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области "Технология".

1. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.
2. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов): столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области "Технология": стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93); верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84); подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86), шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95); доски классные (ГОСТ 20064-86);
3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.
4. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.
5. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.


Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся.

1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.
2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.
3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.
4. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.
7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.
8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.


Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области "Технология" проекционной аппаратурой и приспособлениями.

1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура: диапроектор; эпипроектор; графопроектор; цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см; видеомагнитофон (видеоплейер); компьютер для работы учителя и обучающихся; копировальная техника.
2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.
3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.
4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).
5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.
6. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.
7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 - 1,3 м.


Требования к размещению и хранению оборудования.

1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать: сохранность средств обучения; постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках; быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
2. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
3. Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
4. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.
5. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.
6. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.
7. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.


Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских.

1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.
2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.
3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.
4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.
5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют по боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.
6. В кабинетах и мастерских должны быть постоянно действующие выставки изделий, изготовленных обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты.


Специализированные педагогико-эргономические требования к станкам, верстакам, инструментам.

Состав и сфера применения.

1. Станки, в зависимости от назначения и конструктивного исполнения, подразделяются на следующие типы: станки металлообрабатывающие: заточные, сверлильные, токарные, фрезерные;станки деревообрабатывающие: круглопильные, токарные, фуговальные.
2. Металлообрабатывающие токарные станки предназначены для демонстрации принципа работы токарного станка и изготовления на нем простых деталей.
3. Фрезерные станки предназначены для демонстрации принципа работы фрезерного станка и изготовления на нем простых деталей.
4. Сверлильные станки предназначены для демонстрации принципа работы сверлильного станка и выполнения на нем сверлильных и зенковочных работ.
5. Заточные станки предназначены для точки металлорежущего инструмента или заточки и доводки режущих частей ручных столярных инструментов.
6. Деревообрабатывающие токарные станки предназначены для демонстрации принципа работы токарного станка по дереву и изготовления на нем простейших деревянных деталей.
7. Фуговальные и круглопильные станки предназначены для изготовления заготовок, необходимых для организации работ учащихся в школьных учебных мастерских при обработке древесины.
8. Верстаки, в зависимости от назначения и конструктивного использования, подразделяются на столярные, слесарные и комбинированные.
9. Верстаки столярные предназначены для выполнения учащимися столярных и графических работ.
10. Верстаки слесарные предназначены для выполнения учащимися слесарных, монтажно-сборочных, электротехнических и графических работ.
11. Верстаки комбинированные предназначены для выполнения учащимися столярных, слесарных, монтажно-сборочных, электротехнических и графических работ.
12. Инструменты, в зависимости от назначения, подразделяются на: инструменты для технического труда, инструменты для бытового труда, инструменты для электротехнических работ, инструменты для сельскохозяйственных работ.
13. К инструментам для технического труда относятся инструменты для обработки древесины, металлов и неметаллических материалов, подразделяющиеся на следующие группы: для разрезания, пиления и резки; для нарезания резьбы; для опиливания; для строгания и долбления; для шлифования и отделки; для рубки и гибки.
14. К инструментам для бытового труда относятся инструменты: для обработки пищевых продуктов, измерительные.
15. К инструментам для электротехнических работ относятся инструменты: для выполнения сборочно-разборочных работ с учебной и промышленной аппаратурой, бытовыми приборами; для обработки проводов и кабелей (разрезание, снятие изоляции, соединение); для соединения деталей пайкой.
16. К инструментам для сельскохозяйственных работ относятся инструменты: садовые, огородные, лабораторные.

Требования к учебным станкам.

1. В конструкции учебных станков должны быть предусмотрены устройства, обеспечивающие защиту работающих от вредных выделений, пыли и опилок.
2. Направление действия органов управления станков - по ГОСТ 9146-79.
3. Органы управления станком должны обладать достаточным механическим сопротивлением, чтобы уменьшить возможность случайного включения.
4. Максимальный уровень шума при работе школьных учебных станков должен быть не более 70 дБА.
5. Элементы конструкции станков не должны иметь острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, если их наличие не определяется функциональным назначением.
6. Конструкция школьных учебных станков, за исключением станков с закрытой рабочей зоной, должна предусматривать местное освещение зоны обработки с уровнем освещенности не менее 200 лк. Напряжение питания местного освещения должно быть не более 42 В.
7. Методические инструкции по использованию станка должны содержать сведения об его назначении, правила пользования им, сведения по технике безопасности, способам регулирования сборки, крепления.

Требования к верстакам.

1. Защитно-декоративное покрытие верстаков должно быть светлых тонов.
2. На правой стойке подверстачья слесарного и комбинированного верстаков должно быть предусмотрено место для установки розетки на напряжение 42 В, а на левой стойке - устройство для подвешивания портфеля.
3. В местах крепления розетки должна быть нанесена надпись"Только для приборов и инструментов напряжением не более 42В".
4. Столешница верстаков должна быть регулируемой по высоте.
5. Зажимные устройства столярных верстаков должны обеспечивать надежный зажим заготовки из древесины и исключать ее смещение и перекосы в процессе обработки.
6. Верстаки должны оснащаться съемным защитным экраном, металлической плитой для правки стальных деталей и табуретом.
7. Рабочая поверхность экрана должна изготавливаться из пластины губчатой технической или из сетки стальной плетеной с размером ячейки не более 3 мм.
8. Закрепленный защитный экран не должен самопроизвольно смещаться при работе. Место установки защитного экрана должно быть фиксировано.
9. Усилие, необходимое для вращения винтов прижимных тисков на холостом ходу, не должно превышать 30 Н.
10. Высота табурета должна фиксироваться в пределах от 420 мм до 620 мм, форма сиденья должна быть круглой диаметром 290+-5 мм, допускается изготавливать квадратное сиденье со стороной квадрата 290+-5 мм.

Требования к инструментам.

1. Конструкция инструментов должна исключать возможность самопроизвольного отсоединения деталей во время работы.
2. Комплектование инструментов в наборы должно производиться в соответствии с "Перечнями учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ" раздельно для обработки металла, древесины и неметаллических материалов.
3. Инструменты следует хранить в инструментальной комнате или секциях шкафов мастерской в специальных укладках.
4. Ручной столярный инструмент (рубанок, фуганок, стамеска, пила, долото, плотничий топор и др.) должен быть хорошо заточен; размеры его и масса должны соответствовать физиологическим возможностям учащихся, обеспечивать безопасность в работе.
5. Угол заточки резцов рубанка - примерно ЗО?, а устанавливают их в корпусе рубанка передней гранью под углом 40-85? к строгаемой поверхности (в зависимости от материала строгания).
6. Стамески для долбления затачивают под углом ЗО?, а для строгания - под углом 20-25?. Долото затачивают под углом 15?, плотничий топор - под углом 15-20?.
7. Поверхность топорищ, колодок рубанков, рукояток пил, молотков, стамесок и других инструментов должна быть гладкой, без отколов и зарубов.
8. Инструмент должен быть плотно насажен на рукоятки, имеющие бандажные кольца. Рукоятки изготавливают из древесины дуба, клена, вяза, бука, граба, ясеня, белой акации и других твердых и вязких пород.
9. Конец рукоятки, на который насаживается ударный инструмент (молоток, кувалда), расклинивается металлическим клином с углом 3-5?. Рукоятки режущих инструментов (напильник, рашпиль, шабер) имеют стяжные (бандажные) кольца, чтобы ручки не расклинивались. Не допускается применять рукоятки из древесины хвойных пород и из сырой древесины.
10. Ударные инструменты (зубило, крейцмейсель и т.д.) не должны иметь трещин, заусенцев, наклепа; затылочная часть их должна быть гладкой. Длина ручного зубила должна быть не менее 150 мм, его рабочей части - 60 мм, а угол заточки - 65-75?.
11. Гаечные ключи используют по размерам гаек и головок болтов; их губки должны быть строго параллельны и не иметь трещин и забоин, а рукоятки - заусенцев. Раздвижные ключи не должны иметь ослабления в подвижных частях.


СМОТРИ ДАЛЬШЕ

Hosted by uCoz